Пижанский муниципальный округ Кировской области
Кировская область

Педагогический проект "Музей – хранитель Памяти" (Гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики)

Автор: Управление образования

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к Родине, национальной   культуре малой Родины и осознание гражданского долга.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Пижанского муниципального округа Кировской области

                                            ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Музей – хранитель Памяти»

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики

Автор:

Чирков Аркадий Александрович, учитель истории и обществознания

Д. Мари – Ошаево

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Музей – хранитель Памяти» - Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики

Разработчики проекта

: Торопова Татьяна Владимировна

Коновалова Галина Петровна

Направленность проекта

Инновации и традиции в гражданском образовании и патриотическом воспитании.

Основания для разработки проекта

1) Программа развития МКОУ ООШ д. Мари- Ошаево Пижанского муниципального округа Кировской области на 2024- 2028 г.г.;

2) План перспективного развития Учреждения.

3) Планирование учебно - воспитательной работы

Заказчик проекта

Администрация МКОУ ООШ д. Мари – Ошаево Пижанского муниципального  Кировской области.

Основные исполни-тели проекта

Администрация ОУ, руководитель музея, совет музея, актив музея, классные руководители

Профиль музея

краеведческий

Цель проекта

Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики

Задачи проекта

1. Выявление уровня гражданско-патриотического воспитания школьников.

2. Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся. Использование современных образовательных технологий и их интегрирование с ИКТ.

3. Активизация работы учащихся по изучению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

4. Формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края, традиции своего народа  через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы.

5. Расширение и укрепление связи и отношений школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, ветеранскими организациями муниципального округа.

7. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей обучающихся.

8. Повышение авторитета музейной педагогики в школе.

10. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.

Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет

shkolamarioshaevo-r43.gosweb.gosuslugi.ru

Сроки реализации проекта

2024-2028 гг.

Ожидаемые результаты

- повышение эффективности гражданско-патриотической работы;

- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению гражданско-патриотической работы с детьми и подростками;

- формирование гражданской активности;

- внедрение и использование новых форм и методов работы по данному направлению, в т. ч. информационно-коммуникативных технологий;

- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего округа;

- формирование гордости и любви к своей национальной культуре, малой Родине;

 - налаженная система работы школьного музея; интеграция работы школьного музея в учебно-воспитательный процесс школы

Основные разделы проекта

1. Обоснование актуальности проекта

2. Цель и задачи проекта

3. Ресурсное обеспечение проектной деятельности и новизна проекта.

4. Педагогические технологии

7. Партнеры проекта и формы сетевого взаимодействия с организациями-партнерами

8. Охват аудитории

10. Основное содержание проекта и мероприятия по его реализации

11. Управление реализацией проекта

12. Ожидаемые результаты от реализации проекта

13. Разделы школьного музея

14. Ожидаемые результаты

15. Выводы

16. Использованные источники

   Последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, традиции и  культуре малой Родины.

Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но на практике видно, что уровень патриотического воспитания остаётся ещё не на должном уровне.

Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические и краеведческие знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славиться Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся и помогает воспитывать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Культурное наследие, оставленное предшествующими поколениями, бесценно, поскольку уникально и при утрате невосполнимо. Поэтому в современном мире укрепляется понимание важности сохранения культурно-исторического наследия. Музей открывает широкое поле деятельности для учащихся и педагогов нашей школы и всех неравнодушных к истории нашего округа людей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна в настоящее время.

Новизна проекта состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических, а также информационных технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития учащихся, в расширении воспитательной среды, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды обитания детей.

Цель проекта: создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики

Ресурсное обеспечение проектной деятельности:

Наименование ресурсов

Наличие ресурсов

Кадровые ресурсы

Коллектив педагогов, владеющих навыком музейной педагогики, проектной деятельности, обладающих достаточной квалификацией.

Специалисты организаций-партнеров, привлекаемые в качестве консультантов научной деятельности учащихся

Информационные ресурсы

Доступ к ресурсам Интернет.

Электронный банк экспонатов школьного музея.

Опыт учителей, использующих музейную педагогику и проектную деятельность

Организационные

- Совет школьного музея.

Педагогические технологии

Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация целей и задач проекта предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует понимание технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

- проектов;

- исследования;

           - образовательных путешествий и встреч;

- коллективных творческих дел (КТД);

                   Партнеры проекта

Проект реализуется во взаимодействии с ветеранскими организациями, учреждениями образования, культуры, индивидуальными предпринимателями, работающими на территории Пижанского округа..

.Описание форм организации сетевого взаимодействия с организациями-партнерами

1. Проведение семинаров.

2. Взаимодействие со средствами массовой информации.

3. Организация встреч с ветеранами, участниками ВОв и СВО.

4. Организация виртуальных экскурсий по музеям.

5. Участие в организации и проведении районных и областных конкурсов.

6. Участие в благотворительных акциях.

Охват аудитории

Количество

Возраст

Социальный статус

Учащиеся 1-4 классов

9

6-10 лет

Учащиеся

Учащиеся 5-9 классов

11

11-15 лет

Учащиеся

Выпускники школы разных лет

5

Рабочие, служащие, интеллигенция

Родители обучающихся

10

Жители села

5

Основное содержание проекта и мероприятия по его реализации

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготови-тельный этап

Изучение литературы по тематике проекта, разработка программы гражданско-патриоти-ческого воспитания, составление плана мероприятий по реализации проекта,

Сентябрь - ноябрь 2024 г.

1. Создание инициа-тивной группы

2. Разработка проек-та «Множество судеб – д

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике