В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к Родине, национальной культуре малой Родины и осознание гражданского долга.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Пижанского муниципального округа Кировской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Музей – хранитель Памяти»
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики
Автор:
Чирков Аркадий Александрович, учитель истории и обществознания
Д. Мари – Ошаево
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Музей – хранитель Памяти» - Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики |
Разработчики проекта |
: Торопова Татьяна Владимировна Коновалова Галина Петровна |
Направленность проекта |
Инновации и традиции в гражданском образовании и патриотическом воспитании. |
Основания для разработки проекта |
1) Программа развития МКОУ ООШ д. Мари- Ошаево Пижанского муниципального округа Кировской области на 2024- 2028 г.г.; 2) План перспективного развития Учреждения. 3) Планирование учебно - воспитательной работы |
Заказчик проекта |
Администрация МКОУ ООШ д. Мари – Ошаево Пижанского муниципального Кировской области. |
Основные исполни-тели проекта |
Администрация ОУ, руководитель музея, совет музея, актив музея, классные руководители |
Профиль музея |
краеведческий |
Цель проекта |
Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики |
Задачи проекта |
1. Выявление уровня гражданско-патриотического воспитания школьников. 2. Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся. Использование современных образовательных технологий и их интегрирование с ИКТ. 3. Активизация работы учащихся по изучению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. 4. Формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края, традиции своего народа через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы. 5. Расширение и укрепление связи и отношений школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, ветеранскими организациями муниципального округа. 7. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей обучающихся. 8. Повышение авторитета музейной педагогики в школе. 10. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта. |
Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет |
shkolamarioshaevo-r43.gosweb.gosuslugi.ru |
Сроки реализации проекта |
2024-2028 гг. |
Ожидаемые результаты |
- повышение эффективности гражданско-патриотической работы; - повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению гражданско-патриотической работы с детьми и подростками; - формирование гражданской активности; - внедрение и использование новых форм и методов работы по данному направлению, в т. ч. информационно-коммуникативных технологий; - развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего округа; - формирование гордости и любви к своей национальной культуре, малой Родине; - налаженная система работы школьного музея; интеграция работы школьного музея в учебно-воспитательный процесс школы |
Основные разделы проекта |
1. Обоснование актуальности проекта 2. Цель и задачи проекта 3. Ресурсное обеспечение проектной деятельности и новизна проекта. 4. Педагогические технологии 7. Партнеры проекта и формы сетевого взаимодействия с организациями-партнерами 8. Охват аудитории 10. Основное содержание проекта и мероприятия по его реализации 11. Управление реализацией проекта 12. Ожидаемые результаты от реализации проекта 13. Разделы школьного музея 14. Ожидаемые результаты 15. Выводы 16. Использованные источники |
Последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, традиции и культуре малой Родины.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но на практике видно, что уровень патриотического воспитания остаётся ещё не на должном уровне.
Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические и краеведческие знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славиться Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся и помогает воспитывать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Культурное наследие, оставленное предшествующими поколениями, бесценно, поскольку уникально и при утрате невосполнимо. Поэтому в современном мире укрепляется понимание важности сохранения культурно-исторического наследия. Музей открывает широкое поле деятельности для учащихся и педагогов нашей школы и всех неравнодушных к истории нашего округа людей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна в настоящее время.
Новизна проекта состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических, а также информационных технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития учащихся, в расширении воспитательной среды, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды обитания детей.
Цель проекта: создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики
Ресурсное обеспечение проектной деятельности:
Наименование ресурсов |
Наличие ресурсов |
Кадровые ресурсы |
Коллектив педагогов, владеющих навыком музейной педагогики, проектной деятельности, обладающих достаточной квалификацией. Специалисты организаций-партнеров, привлекаемые в качестве консультантов научной деятельности учащихся |
Информационные ресурсы |
Доступ к ресурсам Интернет. Электронный банк экспонатов школьного музея. Опыт учителей, использующих музейную педагогику и проектную деятельность |
Организационные |
- Совет школьного музея. |
Педагогические технологии
Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация целей и задач проекта предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует понимание технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- проектов;
- исследования;
- образовательных путешествий и встреч;
- коллективных творческих дел (КТД);
Партнеры проекта
Проект реализуется во взаимодействии с ветеранскими организациями, учреждениями образования, культуры, индивидуальными предпринимателями, работающими на территории Пижанского округа..
.Описание форм организации сетевого взаимодействия с организациями-партнерами
1. Проведение семинаров.
2. Взаимодействие со средствами массовой информации.
3. Организация встреч с ветеранами, участниками ВОв и СВО.
4. Организация виртуальных экскурсий по музеям.
5. Участие в организации и проведении районных и областных конкурсов.
6. Участие в благотворительных акциях.
Охват аудитории
Количество |
Возраст |
Социальный статус |
|
Учащиеся 1-4 классов |
9 |
6-10 лет |
Учащиеся |
Учащиеся 5-9 классов |
11 |
11-15 лет |
Учащиеся |
Выпускники школы разных лет |
5 |
Рабочие, служащие, интеллигенция |
|
Родители обучающихся |
10 |
||
Жители села |
5 |
Основное содержание проекта и мероприятия по его реализации
№ |
Название этапа |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1. |
Подготови-тельный этап |
Изучение литературы по тематике проекта, разработка программы гражданско-патриоти-ческого воспитания, составление плана мероприятий по реализации проекта, |
Сентябрь - ноябрь 2024 г. |
1. Создание инициа-тивной группы 2. Разработка проек-та «Множество судеб – д
Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике |